—татьи об авангарде


  1. јдаскина, Ќ. ¬есна 1914 года. –усские јвангардисты в ѕариже / Ќ. јдаскина // »скусствознание. Ц 2013. Ц є 1/2. Ц —. 444Ц455.

    ¬ статье в общих чертах представлена обстановка, в которой существовали и взаимодействовали различные группы интернационального художественного авангарда в ѕариже накануне ѕервой мировой войны. ѕоказано сотрудничество и объединение художников вокруг ведущих течений в новаторском искусстве того времени (кубизм, футуризм, симультанизм), а также соперничество течений и их адептов.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  2. јдашевска€, Ћ. јпокриф о русском авангарде / Ћ. јдашевска€ // ƒиалог искусств. Ц 2014. Ц є 3. Ц —. 17Ц19.

    ќб уникальной мультимедиаинсталл€ции "«олотой век русского авангарда" британского художника ѕитера √ринуэй€, созданной в соавторстве с супругой - голландским режиссером —аскией Ѕоддеке. ћирова€ премьера проекта прошла весной 2014 года в ÷ентральном выставочном зале "ћанеж" в рамках года ¬еликобритании в –оссии.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  3. јктуальное и идентичное: [XXII международный фестиваль "«одчество 2014"] // јрхитектура. —троительство. ƒизайн. Ц 2014. Ц є 3. Ц —. 103.

    “ема предсто€щего XXII ћеждународного фестивал€ "«одчество 2014" - "јктуальное и идентичное. ѕосв€щаетс€ 100-летию русского авангарда".

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  4. јлексеева, Ќ. ћагический квадрат в √остином дворе / Ќ. јлексеева // Ѕиблиотека. Ц 2013. Ц є 3. Ц —. 80, 3Ц€ с. обл.

    ¬ ћоскве состо€лась художественна€ выставка "ћагический квадрат". „етыре самобытных художника - ёриан Ѕел€ев, Ќаталь€ ћаркова, јлександр ѕоленов и јлександра «агр€жска€ - объединены принадлежностью к новому направлению, русскому консервативному авангарду.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  5. јлиев, Ё. јрхитектура Ѕаку эпохи конструктивизма: 20-30-е годы XX века / Ё. јлиев // јрхитектура. —троительство. ƒизайн. Ц 2014. Ц є 2. Ц —. 64Ч75.

    јрхитектурный авангард 1920-1930-х гг. существенно повли€л на формирование пространственной среды Ѕаку, преобразил облик построек столицы. –ассматриваютс€ крупнейшие пам€тники конструктивизма Ѕаку, построенные виднейшими зодчими и градостроител€ми своего времени.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  6. јмпилова, ј. ј. —упрематизм и иконопись: к проблеме формы и содержани€ в изобразительном искусстве начала XX века / ј. ј. јмпилова // ѕреподаватель XXI век. Ц2009. Ц є 4, ч. 2. Ц —. 370Ц374.

    –ассматриваютс€ особенности системы формообразовани€ в искусстве –усского авангарда. »сследуетс€ вопрос об обращении русских художников начала XX века к национальному наследию, в котором особое место занимает икона. –ассматриваетс€ двойственность супрематизма  . —. ћалевича как философско-живописной системы. »зучаетс€ вопрос о вли€нии системы иконописани€ на становление данного направлени€ с точки зрени€ проблемы формы и содержани€ в изобразительном искусстве.

    ћесто хранени€: ќ√ќЌЅ им. ј. —. ѕушкина (г. ќмск).


  7. јхмедова, ≈. ј. –абочие поселки советской индустриализации и их роль в последующем развитии архитектурно-планировочной структуры  уйбышева (—амары) / ≈. ј. јхмедова // јрхитектура и строительство –оссии. Ц 2014. Ц є 7. Ц —. 20Ц27.

    –ассматриваетс€ вли€ние процесса советской индустриализации на изменение структуры и дальнейшее развитие городов на примере  уйбышева (—амары). ѕроведен анализ возникновени€ и развити€ рабочих поселков, существовавших на территории города.

    ћесто хранени€: ”р√ј’ј.


  8. Ѕалашов, ј. јвангард - национальный ресурс? / ј. Ѕалашов // ƒиалог искусств. Ц 2014. Цє 4. Ц —. 68Ц71.

    ќт эпохи авангарда нас отдел€ет сто лет. ѕочему сегодн€ это искусство снова становитс€ важным и актуальным? Ќасколько важную роль в определении авангарда играют временные границы его как культурного наследи€? » в какой степени авангард €вл€етс€ специфическим русским фактом культуры? јвтор статьи пытаетс€ найти ответы на эти и другие вопросы.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  9. Ѕахтина, ≈. –. јрхитектура "переходного периода" в городе Ќижний “агил / ≈. –. Ѕахтина // јкадемический вестник ”ралЌ»»проект –јј—Ќ. Ц 2013. Ц є 3. Ц —. 54Ц57.

    ѕредставлены результаты изучени€ архитектуры "переходного периода" от конструктивизма к неоклассике в городе Ќижний “агил в 1932Ц 1936 годах, так называемой архитектуры постконструктивизма. –ассмотрены значительные постройки общественного и жилого назначени€ в городе Ќижний “агил, отражающие характерные признаки стил€, приемы проектировани€ и строительства, вы€влено вли€ние архитектуры "переходного периода" на архитектурные и градостроительные решени€ современного времени.

    ћесто хранени€: ”р√ј’ј.


  10. Bouras, A. ќ. вли€нии музыкальной терминологии на теорию и практику русского авангарда / ј. Bouras // ”ченые записки ѕетрозаводского государственного университета —ер.: ќбщественные и гуманитарные науки. Ц 2014. Ц є 3 (140). Ц —. 33-37.

    »сследовано происхождение и значение термина фактура в изобразительном искусстве авангарда.

    ћесто хранени€: ЌЅ ѕетр√” (г. ѕетрозаводск).


  11. Ѕубенщиков, ј. ¬ладимир Ћебедев: от кубизма к реализму / ј. Ѕубенщиков // ”ральский ‘едеральный ќкруг. Ц 2013. Ц є 10/12. Ц —. 68.

    ќ выставке русского авангардиста ¬. ¬. Ћебедева.

    ћесто хранени€: ЌЅ ”р‘”.


  12. Ѕухарова, ≈. ј. ќбраз —олнца в проектах архитектора »вана Ћеонидова 1940-1950-х годов / ≈. ј. Ѕухарова // јкадемический вестник ”ралЌ»»проект –јј—Ќ. Ц 2014. Ц є 3. Ц—. 96Ц100.

    јнализируютс€ произведени€, созданные архитектором-конструктивистом »ваном Ћеонидовым в 1940-1950-е годы, вошедшие в грандиозный проект "√ород —олнца" как материализаци€ идеи "космической архитектуры" мастера, как уникальный синтез традиций ¬остока и «апада, русской национальной культуры и поэтического мирочувствовани€. ќбраз —олнца оказываетс€ одним из ключевых элементов дл€ понимани€ специфики творчества архитектора в этот период.

    ћесто хранени€: ”р√ј’ј.


  13. Ѕухарова, ≈. ј. ‘еномен "космической архитектуры" »вана Ћеонидова: паркова€ лестница санатори€ Ќ “ѕ им. —. ќрджоникидзе в  исловодске / ≈. ј. Ѕухарова // јкадемический вестник ”ралЌ»»проект –јј—Ќ. Ц 2011 . Ц є 1 . Ц —. 54Ц60.

    јнализируютс€ проекты всемирно известного архитектора-конструктивиста »вана Ћеонидова, в том числе паркова€ лестница в  исловодске, как материализаци€ идеи "космической архитектуры" √орода —олнца. ћесто хранени€: ”р√ј’ј.


  14. ¬олчок, ё. ѕ. "Ќовый метод архитектурного мышлени€" и экспериментальный жилой дом на Ќовинском бульваре в ћоскве (1927-1930) / ё. ѕ. ¬олчок // јрхитектура и строительство –оссии. Ц 2014. Ц є 11. Ц —. 12-19.

    ѕроблемы формообразовани€ в архитектуре советского авангарда конца 20-х годов прошлого века на примере экспериментального жилого дома на Ќовинском бульваре в ћоскве.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  15. √ершкович, ≈. √имн русскому авангарду / ≈. √ершкович // ƒиалог искусств. Ц 2014. Ц є 2. Ц —. 130Ц131.

    ќбзор выставки " азимир ћалевич и русский авангард", проходившей в конце 2013 - начале 2014 года в —теделийк-музее јмстердама в рамках года –оссии в Ќидерландах. Ёто крупнейша€ за последние 20 лет экспозици€ работ художника, которого называют пионером и одним из основателей абстракционизма. ѕомимо картин ћалевича, в экспозиции участвовали работы и других представителей абстрактного искусства.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.

  16. √ирин, ё. Ќ. ќнтологизаци€ знака в культуре авангарда / ё. Ќ. √ирин // ¬опросы философии. Ц 2012. Ц є 11. Ц —. 54Ц60.

    ¬ статье рассматриваютс€ роль и значение метаграфемики авангарда первой трети XX века. ќдной из манифестаций нового культурного €зыка была онтологизаци€ знака, котора€ распростран€лась и на число (цифру).

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  17. √ирин, ё. Ќ. –етроспективизм авангарда первой трети ’’ века / ё. Ќ. √ирин // »звести€ –јЌ —ери€ литературы и €зыка. Ц 2012. Ц “. 71, є 2. Ц —. 17Ц30.

    —тать€ посв€щена культуре так называемого исторического авангарда, т. е. эпохе первой трети ’’ века. јвтор убежден, что культура данного типа характеризуетс€ двойственным - ретропроспективистским - утопизмом, сопр€гающим архаику с футуристическими интенци€ми, равно ориентированными на создание новой космогонии. ѕреломлением всеобщих утопических тенденций было неосознанное воссоздание в искусстве примитивистски-теллурического начала как первоосновы быти€, а всеобща€ деиндивидуализаци€ и деперсонализаци€ человека сопровождались онтологизацией мира животных. », наоборот, устойчивое пон€тие духовности оказывалось едва ли не своей противоположностью, во вс€ком случае, - мифом.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  18. √оломшток, ». язык искусства при тоталитаризме / ». √оломшток //  онтинент. Ц 2012. Ц є 1 (151), —пец. вып. 1. »збранное " онтинента". 1974-1992. “ом первый. 1974Ц1978. Ц —. 590Ц623.

    ƒл€ всех видов тоталитаризма характерно отношение к искусству как действенному средству политической агитации и пропаганды.

    ћесто хранени€: »Ѕ÷ “юм√” (г. “юмень).


  19. √орнунг, ќ. ј. »стори€ поступлени€ и бытовани€ коллекции русского авангарда 1910Ч1920-х годов ≈катеринбургского музе€ изобразительных искусств / ќ. ј. √орнунг // ”ральское искусствознание и музейное дело: опыт, проблемы, перспективы. —борник материалов ¬сероссийских искусствоведческих чтений пам€ти Ѕ. ¬. ѕавловского, посв€щенных 75-летию ≈катеринбургского музе€ изобразительных искусств и 50-летию кафедры истории искусств ”ральского федерального университета имени первого ѕрезидента –оссии Ѕ. Ќ. ≈льцина, 19Ц20 апрел€ 2011 г. Ц ≈катеринбург, 2013. Ц —. 57Ц61.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  20. √ригор€н, ј.  инотеатр авангарда / ј. √ригор€н // ƒиалог искусств. Ц 2013. Цє 1. Ц —. 18Ц20.

    »з истории строительства и де€тельности московского кинотеатра "”дарник", открывшегос€ 7 но€бр€ 1931 года. ≈го истори€ богата событи€ми, в ней €рко и полно отразились процессы, происходившие в стране на прот€жении не одного дес€тилети€. ¬ насто€щее врем€ ведутс€ работы по реставрации кинотеатра и организации в нем музе€ современного искусства.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  21. √юнер, ‘. ¬ортицизм: ¬идение городского апокалипсиса / ‘. √юнер // “реть€ковска€ галере€. Ц 2011. Ц N 3. Ц —. 100Ц107.

    ’удожественна€ выставка "¬ортицисты: ћанифест современного мира", прошедша€ в Ћондоне, открыла широкую панораму британского авангардного движени€ 20 века. јвтор делает экскурс в историю этого художественного направлени€ и делает подробный обзор выставки и описание самых интересных работ.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  22. ƒриккер, ј. —. јвангард в его исторической ретроспективе / ј. —. ƒриккер // „еловек. Ц 2011. Ц є 1. Ц —. 54Ц69.

    ¬ статье рассматриваютс€ причины возникновени€, развитие и современное состо€ние авангардного искусства, даютс€ характеристики его основных направлений.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  23. ƒружкова, Ќ. ». ¬.  андинский и русско-немецкие художественные св€зи первой трети XX века / Ќ. ». ƒружкова // »зобразительное искусство в школе. Ц 2012. Ц є 4. Ц —. 50Ц59.

    ¬ыставочна€ де€тельность и публикации в периодических издани€х св€зывали культурную жизнь –оссии и √ермании. ќсобенна€ роль здесь принадлежит ¬асилию  андинскому.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  24. ƒудинский, ». ѕоследний из небожителей / ». ƒудинский // ƒиалог искусств. Ц 2014. Ц є 2. Ц —. 80Ц83.

    ќ жизни и творчестве российского художника ћоисе€ ‘ейгина, который прижизненно был зачислен в музейную классику авангарда и занесен в книгу рекордов √иннеса как "самый старый работающий профессиональный художник".

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  25. ƒь€конов, ¬. ƒвойное равенство / ¬. ƒь€конов //  оммерсантъ ¬ласть. Ц 2014. Ц є 47. Ц —. 43.

    ¬ √ћ»» имени ј. —. ѕушкина открылась выставка "¬ гост€х у –одченко и —тепановой" - экспозици€ об искусстве и быте пионеров конструктивизма.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  26. ƒь€конов, ¬. јвангардный сбор / ¬. ƒь€конов //  оммерсантъ ¬ласть. Ц 2014. Ц є 45. Ц —. 38Ц40.

    –ассказываетс€ о знаменитом коллекционере √.  остаки, открывшем русский авангард одновременно с ведущими учеными мира.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  27. ≈вдокимова, Ћ. ¬. "“екстовзыскующий эпос" ј. ѕарниса / Ћ. ¬. ≈вдокимова // √уманитарные исследовани€. Ц 2014. Ц є 1(49). Ц —. 179Ц183.

    ¬ статье идет речь о юбилейном сборнике статей "јвангард и остальное" в честь јлександра ≈фимовича ѕарниса, изданный при финансовой поддержке »здательства им. „ехова (Ќью-…орк).

    ћесто хранени€: «ЌЅ ё‘” (г. –остов-на-ƒону).


  28. ≈ремина, ≈. Ќ. “рансформаци€ классического ордера в архитектуре советского авангарда 1918-1931 гг. / ≈. Ќ. ≈ремина // ¬естник —аратовского государственного технического университета. Ц 2012. Ц є 68, „. 2. Ц —. 196Ц201.

    –ассматриваютс€ трансформаци€ и развитие ордерной системы в период авангарда в советской архитектуре. ¬ыдел€ютс€ этапы изменени€ отношени€ архитектурной общественности к ордеру. ƒелаетс€ попытка классификации и описани€ методов трансформации ордерной системы.

    ћесто хранени€: —аратовска€ ќ”ЌЅ (г. —аратов).


  29. ≈рещенко, ј. √. ѕринцип эстетической организации интерьера клубных зданий советского периода / ј. √. ≈рещенко // јрхитектура и врем€. Ц 2013. Ц є 6. Ц —. 2Ц5.

    ¬ статье исследованы особенности изменений архитектурных стилей и принципы формировани€ внутреннего пространства зданий клубов на ”краине в советское врем€.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  30. ∆евак, ј. ». ’удожественный авангард в современной культуре: философский аспект / ј. ». ∆евак // »звести€ —аратовского университета. Ќова€ сери€ —ер.: ‘илософи€. ѕсихологи€. ѕедагогика. Ц 2013. Ц ¬ып. 1. Ц —. 29Ц32.

    ѕроводитс€ философско-культурологический анализ феномена художественного авангарда и его роли в социокультурном пространстве общества XX-XXI веков.

    ћесто хранени€: «ЌЅ —√” (г. —аратов).


  31. «агородских, ». ќт авангарда до...”рала. / ». «агородских //  ультура ”рала. Ц ≈катеринбург, 2013. Ц є 2 (февраль). Ц —. 64Ц65: фот.

    –ассказ о работах Ќадежды ”дальцовой и јлександра ƒревина, имеющихс€ в собрании ≈катеринбургского музе€ изобразительных искусств и вход€щих в уникальную коллекцию русского авангарда.

    ћесто хранени€: Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  32. «ам€тин, ƒ. Ќ. √уманитарна€ географи€ и архитектура: в поисках со-пространственности / ƒ. Ќ. «ам€тин // ќбсерватори€ культуры: журнал-обозрение. Ц 2012. Ц є 1 (€нварьЦфевраль). Ц —. 31Ц37.

    —опоставл€ютс€ гуманитарна€ географи€ и архитектура по отношению к основному предмету их исследований, медитаций и практических действий - пространству; вы€вл€етс€ специфика пространственности в каждой из дисциплин.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», ЌЅ ”р‘”, —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  33. «олотой век русского авангарда // –усска€ галере€ Ц XXI век. Ц 2014. Ц є 2. Ц —. 4Ц5.

    Ѕританский режиссер и художник ѕитер √ринуэй вместе с нидерландским режиссером мультимедийного театра —аскией Ѕодеке вз€ли на себ€ смелость перевести эпоху русского авангарда на современный €зык. »х нова€ мультимедийна€ инсталл€ци€ сочетает в себе кинематограф, живопись, анимацию и 3D технологии, погружа€ зрителей в единое атмосферное пространство.

    ћесто хранени€: Ѕиблиотека ”р√ѕ”.


  34. »ванова, Ћ. ј. –исунки и автографы представителей русского авангарда возвращаютс€ в –оссию / Ћ. ј. »ванова // ќтечественные архивы. Ц 2012. Ц є 1. Ц —. 128Ц129.

    14 декабр€ 2011 г. в –оссийском государственном архиве литературы и искусства (–√јЋ») состо€лась пресс-конференци€, посв€щенна€ возвращению из Ќидерландов в –оссию уникальной коллекции русского авангарда Ќикола€ »вановича ’арджиева.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  35. »льичева, ј. »ван Ќиколаев. Ќаука русского авангарда / ј. »льичева // јрхитектура. —троительство. ƒизайн. Ц 2011. Ц є 4. Ц —. 70Ц72.

    »ван —ергеевич Ќиколаев вошел в историю не только как €ркий представитель конструктивизма и основоположник современного индустриального строительства, но и как ученый, автор многочисленных трудов по градостроению и архитектуре промышленных зданий, исследователь античного инженерного зодчества, теоретик и практик концепции социальной архитектуры.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  36.  абанова, Ћ. ». ћир и мысль "чинарей" / Ћ. ».  абанова // ¬опросы культурологии. Ц 2014. Ц є 3 (март). Ц —. 79Ц83.

    ¬ статье автор обращаетс€ к одному из самых неоднозначных €влений в истории русского авангарда. ќбосновываетс€ представление о том, что философский опыт "чинарей" представл€ет специфический феномен, в основе которого - творческое отношение к жизни, онтологизм и экзистенциальность.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  37.  антор, ћ. Ѕунт официанта / ћ.  антор // Ёксперт. Ц 2013. Ц є 30/31: —пециальный выпуск. Ц —. 62Ц65.

    ќ возникновении и отличительных особенност€х авангардного искусства, о том, в каких формах оно существует сейчас и как к нему относитьс€.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  38.  антор, ћ. ∆ивописец ра€ / ћ.  антор // Story. Ц 2014. Ц є 11. Ц —. 64Ц76.

    —траницы жизни и творчества художника ћ. Ўагала.

    ћесто хранени€: —вердловска€ областна€ специальна€ библиотека дл€ слепых.


  39.  антор, ћ.  . ѕерспективы авангарда / ћ.  .  антор // —оциологи€. Ц 2013. Ц є 3. Ц —. 98Ц108.

    ѕроблема специфической сущности авангарда как феномена, возникающего преимущественно в эпоху кризиса общества.

    ћесто хранени€: ¬√“”.


  40.  орна, Ћ. Ћ. јрхитектура и утопи€: упущенна€ встреча / Ћ. Ћ.  орна // Ќовое литературное обозрение. Ц 2013. Ц є 3. Ц —. 73Ц81.

    јрхитектура советской –оссии 1920-х годов. ¬ли€ние русской архитектуры этого времени на италь€нских архитекторов 60-х гг. 20 века.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  41.  оробейникова, “. —. јрхеоарт как отличительна€ черта творчества сибирских художников-авангардистов 60-80-х гг. XX в. / “. —.  оробейникова // ¬естник “омского государственного университета. Ц 2012. Ц є 361 (август). Ц —. 51Ц54.

    »скусство археоарта как особое художественное направление и феномен сибирского авангарда 60Ц80-х гг. XX в.

    ћесто хранени€: ЌЅ “√” (г. “омск).


  42.  оробейникова, “. —. —ибирский авангард как культурный феномен: на материале творчества художников 60-80-х гг. XX в. / “. —.  оробейникова // ¬естник “омского государственного университета. Ц 2011. Ц N 352 (но€брь). Ц —. 70Ц73.

    »сследовани€ авангардистского направлени€ в творчестве сибирских художников и статуса художественной школы авангардного искусства —ибири.

    ћесто хранени€: ЌЅ “√” (г. “омск).


  43.  рохина, Ќ. ѕ. ќб иконичности авангардного искусства / Ќ. ѕ.  рохина // »скусство и образование. Ц 2012. Ц є 3. Ц —. 31Ц36.

    јнализ иконического принципа в творчестве художников-авангардистов начала 20 века.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  44.  ульпина, ё. ¬сечество Ќатальи √ончаровой / ё.  ульпина // ƒиалог искусств. Ц 2014. Ц є 1. Ц —. 22Ц24.

    ќбзор персональной выставки знаменитой русской художницы-авангардистки Ќатальи —ергеевны √ончаровой, проходившей в начале 2014 года в “реть€ковской галерее. Ёкспозици€ охватывает полувековой период творчества √ончаровой 1907-1959 годов: живописные работы, редкие книжные иллюстрации, эскизы к спектакл€м "–усских сезонов" в ѕариже", наброски костюмов и тканей дл€ домов моды.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  45.  урбатова, «.  онструктивизм, уничтоженный на бегу: кто спасет пам€тники эпохи авангарда в ѕетербурге? / «.  урбатова // Ќаше наследие. Ц 2014. Ц є 110. Ц —. 148Ц155.

    ќб одном из интересных направлений русской советской архитектуры - архитектуре конструктивизма, ее известных сооружени€х в —анкт-ѕетербурге и их плачевной судьбе в наши дни.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”, ”р√ј’ј.


  46.  утейникова, ». »долопоклонничество и вольнодумство: выставка "–усский авангард, —ибирь и ¬осток" / ».  утейникова // –усское искусство. Ц 2014. Ц є 1. Ц —. 106Ц111.

    ќ выставке "–усский авангард, —ибирь и ¬осток", котора€ проходила во ‘лоренции с 27 сент€бр€ 2013 года по 19 €нвар€ 2014 г. при поддержке ћинистерства культуры »талии и посольства –‘ в –име.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  47. Ћебедева, ». "ƒаже если человек не любит авангард, он должен осознавать, что это ценно" / ». Ћебедева // Ёксперт. Ц 2014. Ц є 11. Ц —. 82Ц84.

    »нтервью с директором √осударственной “реть€ковской галереи о русском авангарде и его воспри€тии за рубежом и в –оссии, о проектах музе€ и др.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  48. Ћисицина, я. ё. Ћинейные беспредметные элементы в архитектурном формообразовании якова „ернихова / я. ё. Ћисицына // јрхитектура и строительство –оссии. Ц 2012. Ц є 10. Ц —. 12Ц19.

    »спользование беспредметных линейных элементов в комбинаторном построении архитектурных образов якова √еоргиевича „ернихова. —истематизаци€ линейных элементов в методе архитектора-авангардиста.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  49. Ћитичевский, √. јрт-сквот на „истопрудном бульваре / √. Ћитичевский // ƒиалог искусств. Ц 2012. Ц є 5. Ц —. 27Ц29.

    »з истории художественной жизни ћосквы и де€тельности художников московского авангарда в 1990-е годы.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  50. ћамаева, ќ. 10 потерь конструктивизма / ќ. ћамаева // ќгонек. Ц 2012. Ц є 29. Ц —. 44.

    јрхитектуру авангарда продолжают уничтожать: 10 самых значительных утрат за последнее дес€тилетие.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  51. ћамонов, ј. ѕереживание современности / ј. ћамонов // ƒиалог искусств. Ц 2014. Ц є 3. Ц—. 84Ц86.

    ќ российской художнице ћарине  астальской, творчество которой, по мнению критиков, проникнуто спиритуальной энергетикой. ¬ течение последних тридцати лет работы в графических техниках она избирает локальный участок, обозначенный ею "монументальной графикой". ”никальность ее техники - в придании бумаге трехмерности и пр€мом погружении в нее. «а ћариной  астальской, одним из учителей которой был ћ. ј. –огинский, стоит русский авангард 1920-х годов и европейское нефигуративное искусство 1950-1960-х годов.  астальска€ нашла в €зыке модернизма потенциал дл€ христианского сообщени€. ’удожница не только не скрывает, но вс€чески подчеркивает свой интерес к библейскому посланию.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  52. ћатвеева, ќ. ј. Ќаследие советских шестидес€тников: актуальность или "прошлый век"? / ќ. ј. ћатвеева // ќбсерватори€ культуры: журнал-обозрение. Ц 2012. Ц є 3 (май-июнь). Ц —. 53Ц59.

    јнализируютс€ современные выставки художников-нонконформистов и соцреалистов в ћоскве и —анкт-ѕетербурге. ќпредел€ютс€ предпосылки по€влени€ произведений искусства шестидес€тников на художественной сцене в наши дни. ѕредставлены прикладные результаты исследовани€, посв€щенного неофициальной живописи Ћенинграда. –ассматриваютс€ причины попул€ризации искусства 1960-х годов в современной –оссии.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  53. ћедведева, ».  омиссары новой культурной революции / ». ћедведева // ѕравославна€ беседа. Ц 2014. Ц є 3. Ц —. 84Ц91.

    јвторы пишут о новом авангардном искусстве, включа€ музыку, театр, кино, выставочные комплексы, которое растлевающим образом действует на людей.

    ћесто хранени€: ќ√ќЌЅ им. ј. —. ѕушкина (г. ќмск).


  54. ќвс€нникова, ≈. Ѕ. ∆илые районы ћосквы периода авангарда / ≈. Ѕ. ќвс€нникова // ∆илищное строительство. Ц 2011. Ц N 4. Ц —. 2Ц6.

    ѕоказано, что сохранение жилых кварталов ћосквы 1920-1930-х гг. €вл€етс€ назревшей необходимостью. «дани€ периода авангарда (конструктивизма) имеют комфортный дл€ жителей архитектурный масштаб и прочные кирпичные стены, образуют удобные дворы. ѕредлагаетс€ разработать общегородскую стратегию дл€ превращени€ этих зданий в высококачественное жилье по общеевропейским аналогам.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  55. ќвс€нникова, ≈. ћассова€ архитектура авангарда в ћоскве / ≈. ќвс€нникова // јрхитектура. —троительство. ƒизайн. Ц 2011 . Ц є 1. Ц —. 80Ц83.

    ѕредставлены результаты обследовани€ массовой жилой застройки 1930-х годов, обосновываетс€ необходимость внимани€ к этим жилым кварталам как к ценной исторической среде, доказываетс€ уникальность фасадов, угловых секций домов, придающих особую стилистику жилым домам периода авангарда.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  56. ќрлова, Ё. ј. ћодерн как культурный стиль / Ё. ј. ќрлова // ќбсерватори€ культуры: журнал-обозрение. Ц 2013. Цє 4 (июль-август). Ц —. 4Ц23.

    —тать€ посв€щена выделению исходных допущений, ограничивающих и организующих модерн как культурный стиль. ќпредел€ютс€ основные стилистические направлени€, общие дл€ философии, науки и искусства, начала которых обнаруживаютс€ в синкретической фазе модерна и которые станов€тс€ самосто€тельными компонентами европейской культуры XX века, определ€ющими ее историческую и панкультурную специфику. Ќерешенные мировоззренческие проблемы модерна стали предпосылками дл€ рефлексии в рамках постмодерна.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  57. ќсипова, ». ƒа, скифы мы, с раскосыми и жадными очами / ». ќсипова // Ёксперт. Ц 2013. Ц є 40. Ц—. 78Ц79.

    ќ попул€рности на «ападе произведений русского авангарда начала ’’ века. ќ концепции выставки "–усский авангард. —ибирь и ¬осток", организованной во ‘лоренции.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  58. ќсипова, ». –азочарование авангардом / ». ќсипова // Ёксперт. Ц 2014. Ц є 18/19. Ц —. 58Ц59.

    ќ мультимедийном проекте британского режиссера ѕитера √ринуэ€ и его жены режиссера —аскии Ѕоддеке - выставке "«олотой век русского авангарда" в ћанеже.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  59. ќсипова, ». ƒирижабли, художники, авангард / ». ќсипова // Ёксперт. Ц 2014. Ц є 25. Ц —. 49.

    ќ выставке артефактов и работ русских художников-авангардистов "јвангард и авиаци€", открывающейс€ в ≈врейском музее в ћоскве.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  60. ѕацюков, ¬. –усский космизм: мифологи€ перекрестков / ¬. ѕацюков // ƒиалог искусств. Ц 2014. Ц є 3. Ц —. 118Ц120.

    —тать€ посв€щена одному из самых уникальных €влений в истории мировой культуры - русскому космизму: философскому и эстетическому движению, выросшему из междисциплинарного и космического мировоззрени€, которое сформировалось в –оссии в начале прошлого века. —тать€ написана в св€зи с прошедшими 29 ма€-3 июн€ 2014 г. в Ћондоне выставкой и аукционом "–усский космизм и актуальное искусство –оссии". Ќа них было представлено творчество актуальных российских художников, показана их преемственность и св€зь с русским авангардом.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  61. ѕескова, ј. ё. Ќаучна€ конференци€ "јнтитрадиционализм и преемственность в программах и практике слав€нского литературного авангарда" / ј. ё. ѕескова // —лав€новедение. Ц 2013. Ц є 6. Ц —. 96Ц99.

    ќ научной конференции "јнтитрадиционализм и преемственность в программах и практике слав€нского литературного авангарда", целью которой было найти €вные или скрытые, декларируемые или стихийные механизмы преемственных св€зей слав€нского авангарда (на разных уровн€х литературного процесса) с культурным наследием своих народов.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  62. ѕогос€н, ј. ¬нутри "„ерного квадрата" / ј. ѕогос€н // ќгонек. Ц 2014. Ц є 14. Ц —. 42.

    ¬ыставка "«олотой век русского авангарда" - виртуальное путешествие в эпоху великой эстетической революции начала XX века: ѕитер √ринуэй и —аски€ Ѕоддеке с помощью мультимедийных инсталл€ций возвращают зрителю не только русского авангарда, но и лица и голоса их авторов.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  63. ѕопова, ё. ѕролетарский эксклюзив / ё. ѕопова // Ёксперт. Ц 2011. Ц є 42. Ц —. 86Ц87.

    ќ выставочной инсталл€ции "–абочий клуб", созданной художником-конструктивистом јлександром –одченко в 1925 году дл€ советского павильона на ћеждународной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в ѕариже и воссозданной дл€ выставки в “реть€ковской галерее, посв€щенной истории русского авангарда.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  64. ѕотапова, ≈. Ќ. ѕроблема синтеза искусств в эстетике —еребр€ного века: символизм и авангард / ≈. Ќ. ѕотапова // ¬естник ћосковского государственного университета культуры и искусств. Ц 2012. Ц є 3. Ц —. 230Ц234.

    јнализ символистской и авангардной концепций художественного синтеза.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  65. ѕронина, ». √еоргий  остаки - собиратель, меценат, даритель: портрет коллекционера в музейном интерьере / ». ѕронина // –усское искусство. Ц 2013. Ц є 4. Ц —. 10Ц19.

      100-летию со дн€ рождени€ √еорги€  остаки в “реть€ковской галерее был открыт информационный зал. —тать€ посв€щена жизни и де€тельности этого удивительного человека, коллекционера и дарител€.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  66. –асторгуев, ј. Ќаследие эксперимента: из истории архитектурного авангарда на ”рале / ј. –асторгуев // ”рал. Ц 2011. Ц N 6. Ц —. 184Ц201.

    ќ работе группы немецких архитекторов над специализированным проектом по строительству новых городов и поселков в 30-е годы прошлого века.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  67. –асторгуев, ј. Ќаследие эксперимента: из истории архитектурного авангарда на ”рале ј. –асторгуев // ”рал. Ц 2011. Ц є 8. Ц —. 205Ц223.

    ѕродолжение истории о судьбе архитектурных пам€тников, созданных немецкими архитекторами-конструктивистами в ≈катеринбурге и других городах области.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  68. –евзин, √. јрхитектура: город дл€ одинаковых / √. –евзин // ¬округ света. Ц 2011. Ц є 12. Ц—. 166Ц172.

    Ёволюци€ городской архитектуры 20 века.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  69. –ешетникова, ».  лоун и демон перформанса / ». –ешетникова // ƒиалог искусств. - 2013. Ц є 3. Ц —. 76Ц79.

    ќ жизни и творчестве Ђотца футуризмаї - художника ƒавида Ѕурлюка, о его месте в истории развити€ русского авангарда.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  70. –изнычок, ». ј. ”ральский оп-арт. "—имультанна€ живопись" ¬иктора √ончарова, [художника, одного из основателей легендарного объединени€ молодых художников г. —вердловска в 1980-е гг. "—урикова 31"] / ». ј. –изнычок // ”ральское искусствознание и музейное дело: опыт, проблемы, перспективы. —борник материалов ¬сероссийских искусствоведческих чтений пам€ти Ѕ. ¬. ѕавловского, посв€щенных 75-летию ≈катеринбургского музе€ изобразительных искусств и 50-летию кафедры истории искусств ”ральского федерального университета имени первого ѕрезидента –оссии Ѕ. Ќ. ≈льцина, 19Ц20 апрел€ 2011 г. Ц ≈катеринбург, 2013. Ц —. 216Ц221.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  71. –оманова, —. —ветлана –оманова: " ультовый предмет может быть сделан даже из консервной банки" / —. –оманова // »скусство. Ц 2013. Ц є 2. Ц —. 116Ц123.

    »зуча€ некоторые традиционные культуры, этнограф —ветлана –оманова пришла к выводу, что при сопоставлении русского авангарда и шаманизма вы€вл€етс€ факт наличи€ у шаманов и у художников похожего психотипа, дл€ которого характерны развита€ интуици€, острота воспри€ти€ и проницательность.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  72. –ыков, ј. ¬.   вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве ’I’ в. / ј. ¬. –ыков // ¬естник —анкт-ѕетербургского университета —ер. 2 »стори€. Ц 2013. Ц ¬ып. 3. Ц —. 123Ц132.

    ¬ статье, посв€щенной проблемам построени€ общей теории современного искусства, анализируютс€ вопросы происхождени€ авангардного искусства и мышлени€. ќбраща€сь к концепци€м свободы, правды, реального и негативного в искусстве XIX в., автор формулирует свою теорию модернизма/авангарда, его основных принципов, символических форм и структур.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  73. –ыков, ј. ¬. »скусство модернизма и иде€ прогресса / ј. ¬. –ыков // ¬естник —анкт-ѕетербургского университета. —ер. 2 »стори€. Ц 2014. Ц ¬ып. 3. Ц —. 73Ц82.

    —тать€ посв€щена вопросам политико-философской интерпретации модернизма. ѕредметом анализа станов€тс€ "негативные" аспекты идеи прогресса и социальное измерение модернистского искусства. ‘окусиру€сь на пон€ти€х реальности, правды, негативности и свободы, автор прослеживает истоки модернистской парадигмы, искусства и мысли авангарда. јвтор исследует утопические и "тоталитарные" аспекты модернистского проекта, соедин€€ политические, социальные и художественные символические структуры и формы.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  74. —амсонова, ». –усский авангард на “аганке / ». —амсонова // ћузей. Ц 2013. Ц є 3. Ц —. 38Ц40.

    Ѕиблиотека-музей ¬. ¬. ћа€ковского, преемником которой €вл€етс€ московский √осударственный музей ¬. ¬. ћа€ковского, была открыта еще в 1938 г. “ам во времена "оттепели" проводились полуподпольные выставки художников-авангардистов.

    ћесто хранени€: Ѕиблиотека ”р√ѕ”.


  75. —арабь€нов, ƒ. ¬. –усска€ живопись. ѕробуждение пам€ти. јвангард и традици€ / ƒ. ¬. —арабь€нов // »зобразительное искусство в школе. Ц 2013. Ц є 6. Ц —. 5Ц16.

    ‘рагмент из книги ƒмитри€ ¬ладимировича —арабь€нова "–усска€ живопись. ѕробуждение пам€ти" (1998).

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  76. —аргас€н, Ќ. ћ. ¬ыставки русских авангардистов за рубежом: предварительные итоги исследовани€ / Ќ. ћ. —аргас€н // ¬естник ћосковского университета. —ер. 19 Ћингвистика и межкультурна€ коммуникаци€. Ц 2014. Ц є 1. Ц —. 108Ц115.

    Ѕогатое культурное наследие, оставленное русскими художниками-авангардистами начала ’’ в., с каждым годом получает все большее международное признание. ¬озрастает количество выставок, посв€щенных представител€м русского авангарда, а также экспозиций с участием их произведений. ѕредставлены предварительные итоги исследовани€ подобных выставок в период с 2000 по 2012 гг.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  77. —виридова, ќ. ё. ћосковский конструктивизм как €вление эпохи сквозь призму творчества архитектора ». ј. √олосова / ќ. ё. —виридова // ¬опросы культурологии. Ц 2014. Ц є 4 (апрель). Ц —. 59Ц64.

    —тать€ посв€щена творчеству выдающегос€ русского архитектора »льи јлександровича √олосова. –аскрываютс€ особенности его авторского подхода к проектированию и его роль в архитектуре русского авангарда как неповторимого €влени€ в мировой культуре.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  78. —ер€ков, ј. ¬. —имвол и образ в авангарде XX века / ј. ¬. —ер€ков // ¬естник „ел€бинской государственной академии культуры и искусств. Ц 2014. Ц є 1 (37). Ц —. 53Ц57.

    –ассматриваетс€ символичность и образ в художественном авангарде начала XX века.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  79. —мирнов, Ћ. Ќ.  онструктивизм сегодн€ - новое звучание старого стил€ / Ћ. Ќ. —мирнов // јкадемический вестник ”ралЌ»»проект –јј—Ќ. Ц 2013. Ц є 3. Ц —. 39Ц43.

    ѕроведено исследование современных архитектурных объектов последних 10 - 12 лет, построенных в ≈катеринбурге и по стилю напоминающих конструктивистские объекты 1920 - начала 1930х годов. ѕоказана роль ”ральской архитектурной школы в сохранении традиций архитектурного авангарда, вли€ние идей конструктивизма на творчество молодых архитекторов ≈катеринбурга.

    ћесто хранени€: ”р√ј’ј.


  80. —мирнов, Ћ. Ќереализованные проекты. ќ забытом оазисе конструктивизма Ѕольшого —вердловска. ќ нереализованном проекте Ѕольшого "синтетического" театра —вердловска / Ћ. —мирнов // ¬еси. Ц 2012. Ц є 3/4. Ц —. 16Ц21.

     онструктивистские архитектурные проекты 1930-х гг. в градостроительстве.

    ћесто хранени€: Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  81. —мирнова, ќ. ¬. Ћитературные эпохи: авангард / ќ. ¬. —мирнова // Ћитература - ѕервое сент€бр€. Ц 2012. Ц є 3. Ц —. 51Ц56.

    ’арактерные черты авангардизма в литературе и искусстве.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  82. —околов, Ѕ. “еори€ беспредметного искусства у ¬. ¬.  андинского в 1920 - 30-х годах: от социального пророчества к художественному мессианизму / Ѕ. —околов // »скусствознание. Ц2012. Ц є 3/4. Ц —. 171Ц191.

    —тать€ посв€щена позднему этапу теории нового искусства у ¬. ¬.  андинского, изменени€м взгл€дов художника на будущее искусства и его роль в обществе.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  83. —оловьева, “. јрхитектурный авангард: бунт мечтателей / “. —оловьева // »сторический журнал. Ц 2014. Ц є 8. Ц —. 4Ц19.

    ќ творческих мечтани€х в советском архитектурном авангарде, сформировавшемс€ к началу 1920-х годов.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  84. —тепанов, ј. ¬.  онструктивизм в структуре архитектурно-стилевой айдентики ≈катеринбурга / ј. ¬. —тепанов // јкадемический вестник ”ралЌ»»проект –јј—Ќ. Ц 2014. Ц є 2. Ц —. 15Ц19.

    јвторами предложено пон€тие "архитектурно-стилева€ айдентика" в св€зи с образом места, вли€ние конструктивизма на динамику и пластические характеристики развити€ городской среды. ѕредлагаетс€ к рассмотрению иде€ выделени€ в городском пространстве "конструктивистского кластера" средствами кинетической образности.

    ћесто хранени€: ”р√ј’ј.


  85. —убботина, Ќ. ”ральский јндеграунд: [о новаторском движении в искусстве] / Ќ. —убботина // ¬еси. Ц ≈катеринбург, 2014. Ц є 7. Ц —. 37Ц47: ил.

    ѕерва€ выставка уральского андеграунда "—урикова 31".

    ћесто хранени€: Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  86. —удзуки, ё€. —оветские дворцы: архитектурные конкурсы на крупнейшие общественные здани€ конца 1910-х - первой половины 1920-х годов как предшественники конкурса на ƒворец —оветов / ё. —удзуки // »скусствознание. Ц 2013. Ц є 1/2. Ц —. 181Ц205.

    ¬ первые послереволюционные годы в —оветской –оссии начались поиски нового архитектурного €зыка, который должен был образно отразить идею пролетарского государства. яркими событи€ми стали два конкурса на главное общественное здание нового типа: конкурс 1919 года на ƒворец –абочих в ѕетрограде и конкурс 1922-1923 годов на ƒворец “руда в ћоскве. ќба конкурса отражают архитектурную реальность того времени.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  87. “роицкий, —. ј. ”чение о пародии в контексте русского (петербургского) авангарда / —. ј. “роицкий // ќбсерватори€ культуры: журнал-обозрение. Ц 2013. Ц є 4 (июльЦавгуст). Ц —. 66Ц70.

    ѕредлагаетс€ объ€снение причин по€влени€ теории пародии в русском авангарде 1920-х годов, раскрываетс€ ее взаимосв€зь с культурными и политическими процессами в –оссии этого периода.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», ЌЅ ”р‘”, —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  88. “урчин, ¬. “еософи€ в русском авангарде / ¬. “урчин // »скусство. Ц 2013. Ц є 2. Ц —. 48Ц59.

    ѕроблемы теософии в той или иной степени коснулись творчества почти всех крупных поэтов и писателей. ¬ дальнейшем теософи€ стала питательной почвой дл€ символизма, внутри последнего вызрел авангард. ќднако традици€ видеть в авангардных экспериментах прорывы в высшие сферы быти€ прервалась.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  89. ”спенский, ј. »скусство идейное нужно нам! / ј. ”спенский // ƒиалог искусств. Ц 2011. ЦN 3. Ц —. 102Ц107.

    »з истории русского авангарда, объ€вленного советскими идеологами формализмом и развернувшими активную борьбу с ним.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  90. ’ан-ћагомедова, ¬. ¬згл€д с высоты / ¬. ’ан-ћагомедова // ƒиалог искусств. Ц 2014. Ц є 5. Ц —. 12Ц15.

    ќ выставке "јвангард и авиаци€", прошедшей в ћоскве в ≈врейском музее и центре толерантности летом 2014 года. Ќа ней были представлены работы советских художников-авангардистов первой трети XX века и материальные свидетельства эпохи: авиационные реликвии, исторические объекты, предметы быта, а также кино и музыка, св€занные с авиацией. Ёкспонаты дл€ выставки предоставили крупнейшие художественные музеи и фонды страны.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  91. ’ан-ћагомедова, ¬. Ѕорьба и огонь / ¬. ’ан-ћагомедова // ƒиалог искусств. Ц 2013. Ц є 3. Ц —. 136Ц137.

    ќбзор первой выставки проекта ЂЌепричастностьї, прошедшей весной 2013 года в центре дизайна ЂArtplayї в ћоскве. ѕредставлены работы современных художников ¬итали€  опачева и јндре€ ¬олкова, принадлежащих новому поколению художников, среди которых вновь стало попул€рным абстрактное искусство. ѕо-своему преломл€€ идеи абстрактного авангарда первой половины XX века, участники выставки экспериментируют с новыми иде€ми актуального искусства.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  92. „егодаева, ћ. XX век: избранное / ћ. „егодаева // ƒиалог искусств. Ц 2012. Ц є 5. Ц —. 46Ц50.

    ќ выставке "XX век: избранное" из коллекции ћосковского музе€ современного искусства, прошедшей в музее летом 2012 года. Ќа ней были представлены работы классического русского авангарда XX века, без которых, по мнению критиков, немыслимо понимание творческих процессов столети€ в целом.  ак пишет автор статьи: "ѕредставление талантов, лиц, индивидуальностей, имен - именно так правомерно охарактеризовать экспозицию выставки".

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ”р√ј’ј.


  93. „есноков, √. ј. ∆емчужина конструктивизма в столице  алмыкии г. Ёлисте / √. ј. „есноков // ¬естник ¬олгоградского государственного архитектурно-строительного университета. —ер.: —троительство и архитектура. Ц 2013. Ц є 31, ч. 1. Ц —. 316Ц322.

    »стори€ строительства объекта культурного наследи€ "ƒом —оветов  алмыцкой автономной области" архитектора ». √олосова.

    ћесто хранени€: ¬олгоградска€ ќ”ЌЅ им. ј. ћ. √орького.


  94. Ўакшина, ≈. ¬еселый дар, печальна€ судьба: выставку графики "¬ладимир Ћебедев Ч художник русского авангарда" представл€л в ≈катеринбургском музее изобразительных искусств √осударственный русский музей / ≈. Ўакшина //  ультура ”рала. Ц ≈катеринбург, 2013. Ц є 9 (но€брь). Ц —. 56Ц57: фот.

    ћесто хранени€: Ѕ÷ Ђ≈катеринбургї.


  95. Ўем€кин, я. √. јвангард как "пограничный" феномен: взгл€д латиноамериканиста / я. √. Ўем€кин // Ћатинска€ јмерика. Ц 2011. Ц є 6. Ц —. 81Ц97.

    ќ понимании авангарда не только как €влени€ искусства, но и как глобального культурно-исторического комплекса.

    ћесто хранени€: —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского, ЌЅ ”р‘”.


  96. Ўтейнер, ј. ќнтологи€ тайны в искусстве середины века / ј. Ўтейнер // »скусство. Ц 2013. Ц є 2. Ц —. 60Ц71.

    ћирова€ война, угроза глобальной революции, перекраивание карты мира и разрушение традиционного жизненного уклада вызвали к жизни в ≈вропе две системы описани€ реальности: авангард и тотальную идеологию. –аспад картины мира в первом случае прикрывалс€ сакрализацией материи, во втором - обожествлением коллектива. Ёти два €зыка вступили в конфликт, который продолжалс€ почти весь XX век.

    ћесто хранени€: Ѕ»÷ ≈ј—», —ќ”ЌЅ им. ¬. √. Ѕелинского.


  97. Ўтин, ќ. ¬.  онструктивизм в архитектуре жилища Ќижнего “агила / ќ. ¬. Ўтин // јкадемический вестник ”ралЌ»»проект –јј—Ќ. Ц 2013. Ц є 1. Ц —. 59Ц65.

    ѕосв€щаетс€ исследованию архитектуры жилых зданий, построенных в Ќижнем “агиле в 1920Ц1930-е годы в стиле конструктивизма. –ассмотрены социально-политические и экономические предпосылки и услови€ использовани€ этого стил€ в жилищном строительстве. ѕоказаны особенности конструктивно-планировочных, архитектурно-художественных и композиционных приемов решени€ жилища в авангардном стиле и постконструктивизме.

    ћесто хранени€: ”р√ј’ј.


  98. якимович, ј.  . –анний авангард в –оссии / ј.  . якимович // —обрание шедевров. Ц2014. Ц є 1. Ц —. 26Ц37.

    –азделение русского авангарда на две линии в период с 1907 по 1914 год. Ёто м€гкий, добродушный и безалаберный авангард, с одной стороны, и жесткий, прицельно агрессивный, с другой. ‘утуризм как издевательский авангард и его коллективные импровизации в лице теоретиков авангарда ƒавида ƒавидовича Ѕурлюка (1882-1967) и »льи ћихайловича «даневича (1894-1975), а также поэта ¬ладимира ¬ладимировича ћа€ковского (1893-1930). ‘овизм и улична€ культура в творческой биографии русского художника ћихаила ‘едоровича Ћарионова (1881-1964). ‘ольклорное добродушие в примитивистском €зыке живописи художника-авангардиста как характерность.

    ћесто хранени€: ќ”ЌЅ г. „ел€бинска.


  99. якимович, ј.  . Ёнциклопеди€ русского авангарда / ј.  . якимович // —обрание шедевров. Ц 2014. Ц є 2. Ц —. 143Ц145.

    √еографи€ русского авангарда простираетс€ от ’ельсинки до ’арбина. ≈го наследие сохранено, а историческа€ пам€ть восторжествовала. ѕолный космополитизм и огромное мировое значение 3-х томного издани€ под названием "Ёнциклопеди€ русского авангарда" (2013).

    ћесто хранени€: ќ”ЌЅ г. „ел€бинска.


ќрганизаторы